Ил - Ересь (Звуки Карачуна / Cold Breath of Silence, 2020)
Обложка и название пятого альбома москвичей Ил отлично пошли бы любой black metal команде, обладающей некоторым воображением, но Ил распространяют свои ереси в низком doom metal ключе. Я успешно проскочил первые два альбома парней, в тот период Ил мало отличался от других отечественных группировок столичной сцены, исполняющих, не парясь и не прея расхристанный, преимущественно сладжеватый doom’n’stoner. Ко второму альбому Ил «Чёрная Топь» (2014) появились претензии на оригинальность, задвинувшие, правда, на задний план заботы о качестве звука. За «Топью» были «Тени древних культов» (2015) и «Нечисть» (2017), и шаг за шагом Ил становился гуще и идеологически чище. Поэтому закономерно, что весь этот опыт, пройдя через призму семи лет языческих ритуальных наитий и открытий, воплотился в дистиллированную «Ересь».
Влад (вокал, гитара): «Еретическая линия или так называемый сюжет, познание, начался у нас с альбома «Нечисть». На нем мы стали слышать, что нам говорит земля, на которой мы живем. В глубине своей русский фольклор многообразен чарующ и ужасен одновременно. Знаете, это можно сравнить с реальностью сказок братьев Гримм, где пряничный человек может обглодать твое лицо, со сказкой про Золушку, в которой чтобы влезть в туфлю - ломали ноги».
Ил образца 2020-го угощает тягучим, гипнотическим варевом, в котором на удивление аккуратно намешены doom, stoner и примеси sludge. При желании можно найти и пару щепоток doom death, но это, скорее, так реверансы в сторону жанра, всполохи чувств. От doom metal Ил взял традиционные гибельные риффы, которые заложены в основу каждого из пяти треков (атмосферное интро «Пролог» не в счёт). Послушайте семиминутную литанию «Чёрная Мать», в ней оптимально воплощён тот максимум, который можно взять из думовых стандартов, и в ней же чётко прописан небольшой doom death кусок, агрессивный и жёсткий настолько, что игнорировать его нельзя. От stoner был взят дурманящий кач, равномерно размазанный по всему полотну альбома и вполне сочетающийся с трансовым, церемониальным аспектом «Ереси». Сладжевые же влияния в основном замкнуты на один из вариантов вокальных партий – рваный, ожидаемо грязный, но уравновешиваемый и чистым монотонным пением, и близкими к гроулу утробными бесовскими хрипами. Здесь я считаю очень удачным финал альбома – фаталистичный и, в известной степени, духовный номер «Сам Мрак». Он значительно короче остальных композиций, но он явно подводит черту, после которой как будто бы нечего добавить, дремучий апокриф изложен во всей своей полноте.
Ил уникальны тем, что, взяв за идеологическую основу самые тёмные элементы русского фольклора, что вообще не типично для жанра, создали из них свою собственную стройную (и, что важно, реалистичную) систему хтонических фантазий. Эта линия очень точно проиллюстрирована не только оформлением альбома, но и видео, которое было снято на заглавную песню почти полгода спустя после публикации релиза. Здесь разумно снова обратиться к ересиарху Владу, и он проливает немного света на то, что скрывает за собой Ил: «Наша Ересь дословно о нелегкой доле познания русской чертовщины. Лирический герой, изображенный на обложке олицетворяет собой результат увлечения темным искусством русского народного колдовства. Вдохновляясь сборниками быличек и легенд без привязки к конкретным уже написанным вещам, а в призме собственного восприятия и ощущения потустороннего, мы хотели преподнести в концепции свое глубоко личное видение и учение, которое и получило название Ересь. Мы надеемся, что наши слушатели найдут в себе силы с головой окунуться в историю, которая соседствует с нашими лесами, деревнями, покосившимися церквями, болотами и полями, с тем, что знаткий человек может углядеть в их темных глубинах, конечно же, заплатив цену за увиденное своим собственным рассудком».
Алексей Евдокимов специально для Куртки Болтендаля
#boltendal #Ил #sludge_metal #doom_metal